В адрес Уполномоченного по правам ребенка поступают многочисленные обращения граждан, в том числе на «горячую линию», от родителей детей, обучающихся в образовательных организациях г. Ярославля и г. Рыбинска, по вопросу нарушения прав детей на образование при проведении реорганизации образовательных учреждений путем присоединения к одной из школ других общеобразовательных и дошкольных организаций.
Согласно финансово-экономическому обоснованию принятие решения по созданию образовательных комплексов путем реорганизации образовательных учреждений в форме присоединения вызвано излишним количеством малочисленных юридических лиц, которое приводит к неэффективному использованию кадровых, материально-технических, организационно-методических и финансовых ресурсов. В то же время в общеобразовательных организациях г. Рыбинска, которые планируется реорганизовать в форме присоединения, обучается от 355 до 690 обучающихся. Классифицировать данные школы как малочисленные неправомерно. Основной довод принятия данных нормативных правовых актов – эффективное расходование средств нормативного бюджетного финансирования.
При проведении реорганизации в г. Ярославле не учитывается, что объединяемые школы, в том числе МОУ СОШ № 49 и МОУ СОШ № 42, обладают уникальностью и самобытностью, реализуют образовательные программы различных видов. Поспешное, непроработанное решение об объединении данных образовательных организаций может повлечь за собой уничтожения образовательного наследия и традиций, созданных в школах многими поколениями педагогов.
Не приведено никакого обоснования при присоединение дошкольных образовательных организаций к общеобразовательной организации. Данные виды образования относятся к разным уровням общего образования, их деятельность регулируется различными федеральными государственными образовательными стандартами.
Проводимая реорганизации образовательных организаций в г. Ярославле и г. Рыбинске оставляет много вопросов, в том числе о порядке поступления детей в образовательные организации, закрепления муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями городского округа.
«Принимая столько кардинальное решение о реорганизации образовательных учреждений без учета мнения всех участников образовательного процесса, без аналитической проработки, имея основной целью сокращение расходов бюджета на образование, органами местного самоуправления нарушены основные базовые принципы в сфере образования, в том числе главного – признание приоритетности образования. В связи с вышеперечисленными фактами мной направлено информационное письмо в адрес и.о. прокурора Ярославской области о проведении проверки законности принятия органами местного самоуправления г. Ярославля и г. Рыбинска нормативных правовых актов, связанных с реорганизацией образовательных организаций», – сказал Михаил Крупин.