По инициативе Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Марии Львовой-Беловой состоялся круглый стол, посвященный обсуждению вопросов получения детьми семейного образования и самообразования, а также возникающих в связи с этим трудностей и путей их решения.
К участию были приглашены представители Совета Федерации Российской Федерации, Министерства просвещения России, Рособрнадзора, профильных некоммерческих организаций, родительского сообщества, региональные детские омбудсмены.
Актуальность поднятой темы обусловлена резким ростом числа несовершеннолетних, получающих семейное образование. Так, за последние два года эта цифра увеличилась почти в два раза: с 29,7 тысячи в 2019-2020 учебном году до 49 тысяч в текущем учебном году.
Цель заседания – в связи с наметившейся тенденцией заслушать разные экспертные позиции, чтобы при необходимости содействовать продуктивному решению возникающих проблем, в том числе с использованием возможностей института уполномоченных по правам ребенка.
Мария Львова-Белова обратила внимание коллег на сложности, которые, на ее взгляд, могут сопровождать перевод ребенка на семейное образование. Например, по словам омбудсмена, важно понимать, обусловлен ли этот выбор желанием семьи или спровоцирован самой образовательной организацией: «Конституция нашей страны гарантирует детям бесплатное дошкольное и школьное образование, и родители должны брать на себя эту обязанность только по доброй воле, по позитивным причинам и при наличии у них ресурсов и желания».
Еще одна проблемная зона – обеспечение прав семьи на получение льгот и пособий. Так, на детей, находящихся на семейном образовании, не распространяются такие возможности как отсрочка от армии по исполнении 18 лет на период обучения, бесплатный проезд на общественном транспорте и ряд других.
Также Уполномоченный сделала акцент на отсутствии региональных нормативных правовых актов, регулирующих семейное образование. А в случае, если они есть, то не всегда коррелируются с федеральным законодательством.
Мария Львова-Белова заметила, что сегодня семейное образование нередко воспринимается как нечто выходящее из нормы. Однако темпы его развития говорят об обратном. При этом она подчеркнула, что в этом вопросе важен баланс между контролем и поддержкой. Выбор такой формы обучения – не повод для излишнего внимания к семье, например, со стороны органов опеки и попечительства. Одновременно – должна быть уверенность в том, что семейное образование не лишает детей возможности получить достойное образование.
«Каждый родитель вправе выбрать способ обучения, исходя из потребностей и особенностей ребенка. Наша задача – обеспечить этому процессу необходимое нормативное, методическое и ресурсное сопровождение», – подытожила омбудсмен.
В ходе обсуждения поднятой темы состоялась оживленная дискуссия. Эксперты, среди которых многие – родители детей, получающих семейное образование, делились причинами сделанного выбора, сложностями, с которыми им довелось столкнуться в процессе обучения, предлагали варианты решений.
Так, сенатор Российской Федерации, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Маргарита Павлова отметила изменения в восприятии семейного образования. По ее словам, если ранее использование такой формы считалось либо уделом одаренных детей, которые вынуждены были тратить много времени на дополнительные занятия и разъезды по стране, либо детей, имеющих проблемы со здоровьем, то сейчас такое обучение становится новым трендом. «Семейное образование – это полноценная форма, и, выбирая ее, родители делают серьезный вклад в будущее своих детей», – убеждена спикер. При этом она признает необходимость совершенствования норм законодательства в этой сфере, но, по мнению эксперта, делать это нужно только с учетом мнения родителей.
Заместитель директора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения РФ Марина Упороваподробно остановилась на разъяснении законодательства, регулирующего обсуждаемую область. По ее мнению, несмотря на то что семейное образование возлагает на родителей большую ответственность, выбор, сделанный родителями, не снимает обязанности государственных органов по созданию благоприятных условий, которые способствовали бы повышению качества семейного образования. «Именно поэтому действующий закон об образовании закрепляет положение о том, что родители обучающихся имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимание за это платы», – сказала спикер.
Заместитель руководителя Рособрнадзора Евгений Семченко остановился на вопросах регламентации семейного образования. По его мнению, сфера требует определенного упорядочивания, однако перегибов здесь быть не должно. Замглавы ведомства выразил готовность продолжать взаимодействие по обсуждаемой теме.
Уполномоченный по правам ребенка в Тверской области Лариса Мосолыгина обратила внимание коллег на проблемы реализации и злоупотребления правом на получение образования в семейной форме. В частности, она считает, что в законодательстве недостаточно урегулирован вопрос учета мнения самого ребенка: «Федеральным законодательством предусмотрен переход на семейную форму образования с учетом мнения ребенка, но сам факт учета этого мнения нигде не регламентируется, соответственно учитывается только слово родителей».
Интересные данные привела председатель «Союза родительских организаций» Александра Машкова-Благих. Она озвучила результаты опроса, проведенного среди 10 тысяч родителей. На вопрос, что стало причиной перевода ребенка на семейное обучение, 58 % сослались на недовольство школьными программами или школьной обстановкой, 13 % объяснили свой выбор следованием по индивидуальному образовательному маршруту, 12 % – приоритетом духовно-нравственного или религиозного воспитания. При этом только в 5 % случаев причиной стало профессиональное занятие музыкой, спортом или другими видами деятельности, и в 4 % – проблемы со здоровьем.
Председатель Региональной общественной организации ХМАО-Югры «Центр поддержки семьи» Вероника Матвиенок говорила о важности выстраивания доверительного диалога между родителями детей, обучающихся в форме семейного образования, и образовательными организациями. «Ни одно решение не должно приниматься без учета интересов семьи», – утверждает эксперт.
Председатель Национальной ассоциации граждан, содействующих развитию и популяризации семейного образования, Татьяна Тадевосян, сама мама двоих детей, находящихся на семейном образовании, рассказала о том, как родители видят законодательное регулирование этой сферы и с какими трудностями сталкиваются. Акцент она сделала на тонкой грани между правом и обязанностью родителей обеспечивать прохождение ребенком промежуточных аттестационных проверок.
Опытом работы семейной школы с участниками круглого стола поделилась организатор сада и образовательного центра для дошкольников Нуне Кочарян. Эксперт Национальной ассоциации семейного образования, соорганизатор семейной школы «Зеленая лампа» Кристина Сандалова в качестве основных проблем обозначила излишнее внимание органов опеки и попечительства к семьям, где дети получают семейное образование, а также нередкое сопротивление школы к переводу ребенка на такую форму обучения. Резюмировала выступления своих коллег эксперт Национальной ассоциации семейного образования Наталия Полянинова.
Итоги круглого стола будут включены в резолюцию и использованы в дальнейшей работе института Уполномоченных по правам ребенка.
Материалы взяты с сайта Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка http://deti.gov.ru/articles/news/mariya-l-vova-belova-i-uchastniki-kruglogo-stola-obsudili-razvitie-semejnogo-obrazovaniya-v-rossii